Мировые новости

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Наша газета |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные материалы |
Владельцы судов | Районы плавания | Список судов, построенных до 1917 года | Судоверфи |
Баржи, плоты | Буксиры | Дебаркадеры | Паромы | Парусные коллекция | Пассажирские коллекция | Специальные коллекция |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

О порядке перевозки арестантов на пароходах по рекам Волге и Каме

(Инструкция, утвержденная Правительствующим Сенатом 13 июля 1864 года)

§1. Пешеэтапный порядок препровождения арестантов между Нижним-Новгородом и Пермью, а также между попутными прибрежными городами по рекам Волге и Каме: Василем, Козьмодемьянском, Чебоксарами, Казанью, Чистополем, Елабугою, Сарапулем, Осою и Оханском, заменяется в навигационное время перевозкою их на пароходах и буксируемых ими баржах.

§ 2. Для перевозки арестантов по рекам Волге и Каме зафрахтовывается Штабом Отдельного Корпуса Внутренней Стражи особый пароход с приспособленною для сего баржею такой величины, чтобы на них могли помещаться до 600 человек.

§ 3. Перевозке на этом пароходе с баржею подлежат: а) все ссыльные арестанты; б) все пересыльные между вышеозначенными городами арестанты; в) арестанты привилегированного сословия, как следующие этапным порядком при арестантских партиях, так равно и отправляемые отдельно посредством Внутренней Стражи; г) политические арестанты, отправляемые в каторжную работу или Сибирь на поселение,—и д) семейства арестантов всех означенных категорий.

§ 4. Переселенцев, отправляемых в настоящее время из Царства Польского и из Западного края, по распоряжению Правительства, а также политических арестантов, ссылаемых на водворение в отдаленные губернии России, перевозить из Нижнего-Новгорода в Казань и Пермь, если не будет достаточно места на означенном в § 2 пароходе с баржею, на пассажирских пароходах, по распоряжению Начальника Нижегородской губернии, подобно тому, как перевозятся пересыльные нижние чины. Уплату за таковую перевозку их производить из Нижегородского Уездного Казначейства, по солдатской таксе, приложенной к приказу по военному ведомству, от 11-го Марта 1859 года (34207), с возвратом употребленных на этот предмет денег, согласно Высочайшему повелению, последовавшему, в 31-й день Января 1864 года, чрез Министерство Финансов, из казны Царства Польского и 10% сбора, установленного в Западных губерниях.

Переселенцев, а равно и политических арестантов, водворяемых на жительство, по доставлении из Москвы в Нижний-Новгород, отправлять из сего последнего города далее по мере возможности и надобности в ведении того офицера, который сопровождает их из Москвы; нижних же чинов, для конвоирования сих лиц, наряжать каждый раз от квартирующих в Нижнем-Новгороде войск. Как упоминаемый офицер, так и конвойные нижние чины, по сдаче в Перми или в Казани означенных людей, немедленно возвращаются к местам служения.

§ 5. Для устранения затруднений, могущих встретиться в Нижнем-Новгороде в распределении арестантов по партиям согласно предыдущих двух §§, всех арестантов и политических преступников, поименованных в § 3-м, отправлять из Москвы в Нижний - Новгород с обыкновенным арестантским поездом, отходящим еженедельно по воскресеньям, а остальных лиц, означенных в § 4-м, с неочередным (временным, установленным для политических арестантов) поездом, который прибывает в Нижний-Новгород, также еженедельно, по пятницам. Таким образом арестанты всех категорий, доставляемые из Москвы с обыкновенными поездами (в две недели иногда до 500 человек) (Начальник Нижегородской губернии заблаговременно озабочивается о приготовлении помещения для 600 пересыльных арестантов в Нижнем-Новгороде.) будут отправляться из Нижнего-Новгорода далее раз в две недели на арестантском пароходе, а лица, прибывающие с неочередными поездами, но мере надобности отправляются на пассажирских пароходах, как указано в § 4-м.

§ 6. Ссыльные и пересыльные арестанты, как следующие из Симбирска, так и проходящие чрез сей город из южных губерний России в Сибирь, Пермь, или прочие города, между которыми учреждается перевозка их на пароходах, отправляются до Казани существующим этапным порядком (по Симбирскому тракту), а в Казани садятся на пароходы, для дальнейшего отправления по назначению.

§ 7. Арестанты, ссылаемые в Сибирь, из Вятки и отправляемые оттуда же в Пермь или другие места, лежащие по направлению к сему городу, в навигационное время препровождаются, чрез Глазов и Дебессы до Оханска, существующим этапным порядком, а в Оханске сдаются в местный острог, где и содержатся впредь до принятия их в определенный день на пароход, для дальнейшего отправления вместе с прочими арестантами, следующими из Оханска в Пермь. Отправляемые же из Вятки в Казань или в Нижний-Новгород и в другие места по этому направленно арестанты препровождаются чрез Малмыж обыкновенным этапным порядком до города Казани; а затем до Нижнего-Новгорода перевозятся на пароходе, с обратными рейсами.

§ 8. Арестанты, следующие в города, между которыми учреждается перевозка их на пароходе, приводятся предварительно: из Макарьева—в Нижний-Новгород, из Ядрина— в Василь, из Цывильска—в Чебоксары, из Свияжска—в Казань и из Мамадыша— в Елабугу, где и садятся на пароход для дальнейшей отправки, вместе с прочими арестантами .

§ 9. По прекращении навигации все упоминаемые арестанты препровождаются сухопутно тем порядком, какой где существует или будет установлен; для чего находящиеся по тракту от Нижнего-Новгорода до Перин этапные команды, а равно этапные и ночлежные помещения (Так как помещения эти в навигацию будут оставаться свободными, то в это время, по распоряжению гражданского начальства, производить в них необходимые ремонтировки и исправления.) остаются на существующих ныне основаниях.

§ 10. Упоминаемый в § 2 пароход во время всей навигации остается в полном распоряжении военного начальства, которому предоставляется, при совершении рейсов из Перми в Нижний-Новгород, перевозить на нем пересыльных нижних чинов, смотря по числу мест, остающихся свободными за размещением арестантов обратных, следующих из Перми в Нижний-Новгород и пересылаемых между попутными прибрежными городами.

Баржа остается на обратных рейсах (т. е. при следовании из Перми в Нижний-Новгород) в распоряжении пароходовладельца, для употребления по его надобности.

§11. На пароходе и барже, зафрахтованных для перевозки арестантов, должны быть отделены места для размещения арестантов по разрядам, а именно для ссыльных:

В каторжную работу и арестантские роты, на 150 чел. (на барже под палубою)

На поселение, на 190 чел. (на пароходе)

Для жен и детей, на 165 чел. (на пароходе)

Для привилегированного класса, на 25 чел. (на пароходе), и

Для пересыльных по мере надобности.

И устроены: кухни с особыми котлами для арестантов и конвойных и отпускаемы от пароходовладельца дрова в количестве, потребном для варки арестантам и конвойным пищи; отдельные каюты: для Начальника конвойной команды и его Помощника; для конвойных, с нарами (которые в случае недостатка мест могут быть устроены в несколько ярусов, подобно морским койкам) и со стенными пирамидами для ружей; каюта для больных (на пароходе); для одиночного заключения пять отдельных карцеров (на барже); удобный чулан для хранены (на пароходе или барже) съестных припасов и переносные скамейки, а по бортам парохода и баржи прочные перила и удобные отхожие места.

Все помещения, назначенные для арестантов и конвойных, в вечернее время должны быть освещаемы на счет пароходовладельца.

§ 12. Сверх того на пароходе должны находиться: железный сундук—для хранения денежных сумм, книг и документов (в каюте Начальника конвоя); матрацы по числу конвойных и рогожи для подстилки арестантам вместо постелей; весы с гирями для приема и развески хлеба п прочих продуктов; а для приготовления пищи и употреблены во время обеда и ужина — котлы, ковши, деревянные чашки, солонки, ложки, ушаты с ковшами для воды и прочая необходимая поколлекция.

Все эти вещи, как принадлежность парохода, должны быть заготовлены и ремонтируемы на счет пароходовладельца.

§ 13. Для препровождения арестантов во время сплава, формируется на лето особая команда из людей этапных команд, находящихся на главном ссыльном тракте Нижегородской губернии, которые в навигационное время остаются свободными от службы. Состав команд определяется следующий: Обер-офицеров (Начальник конвоя и его Помощник) 2, медик 1, унтер-офицеров 8, рядовых 50, писарь 1, фельдшер (назначается от ближайшей этапной команды) 1, кашеваров 5.

Медик назначается по распоряжению Медицинского Департамента Военного Министерства и должен находиться постоянно на пароходе.

Фельдшер снабжается Медицинским Департаментом Военного Министерства всем необходимыми для подания первоначальной помощи медикаментами и инструментами.

§ 14. Из означенного числа нижних чинов конвойной команды, постоянно сопровождают арестантов 6 унтер-офицеров, 40 рядовых, писарь, фельдшер и 3 кашевара, остальные же 2 унтер-офицера, 10 рядовых и 2 кашевара остаются в Нижнем-Новгороде на случай пополнения людей в команде, убывающих по болезни или другим причинам.

§ 15. Нижних чинов конвойной команды, для облегчения их службы, чрез каждые два месяца сменять в Нижнем-Новгороде другими нижними чинами из этапных же команд. Офицеры остаются бессменными на всю навигацию.

§ 16. Формирование и расформирование конвойной команды производить следующим порядком: Командир Нижегородского батальона Внутренней Стражи, отправляя этапным порядком последнюю пред открытием навигации (за неделю до первого пароходного рейса) арестантскую партию, в то же время делает распоряжение о высылке в Нижний-Новгород означенного в § 13 числа нижних чинов из ближайших этапных команд: Нижегородской и Полянской, из которых и формирует упомянутую конвойную команду. Затем, как сказано выше в § 15, чрез каждые два месяца сменять нижних чинов конвойной команды другими людьми прочих этапных команд, по своему усмотрению; а по возвращение команды в Нижний-Новгород—после совершения последнего перед закрытием навигации рейса, отправлять всех людей к местам своего служения.

§ 17. Назначение офицеров в конвойную команду предоставляется распоряжению Окружного Генерала 4-го округа, который выбирает для сего из всех находящихся по тракту от Нижнего-Новгорода до Перми— двух самых благонадёжных и распорядительных Начальников этапных команд.

§ 18. Отправление арестантов из Нижнего-Новгорода в Пермь производится один раз в две недели, непременно по средам (Арестантские партии прибывают из Москвы по Московско-Нижегородской железной дороге в Нижний-Новгород по понедельникам.), принимая на пароход прибывших в продолжение этого времени в Нижний-Новгород арестантов, поименованных в § 3. Для сего, одна из еженедельно прибывающих из Москвы арестантских партий должна задерживаться в Нижнем-Новгороде, в ожидании дальнейшей отправки, 8-мь дней; а другая, прибывающая из Москвы в неделю отправления парохода, остается в Нижнем - Новгороде только на дневку, затем, по соединении обеих партии, они отправляются далее на пароходе .

§ 19. Экспонат и баржа, выходя из Нижнего-Новгорода, согласно предыдущему § в среду, должны прибывать в Пермь не позже утра осьмого дня (т. е. в среду следующей недели) и по сдачи там арестантов, в тот же день (среду) отправляться из Перми обратно, с тем, чтобы в шестой день по отходе из Перми (во вторник) прибыть в Нижний-Новгород. Таким образом в 15-й день после отхода из Нижнего-Новгорода, т. е. в среду же чрез две недели, пароход с баржею снова отправляется в Пермь.

Означенный порядок должен исполняться от открытия навигации до первых чисел Октября, смотря по состоянию погоды и возможности продолжать плавание по рекам Волге и Каме.

Если, за просрочкою в одном рейсе, пароход будет отходить из Нижнего-Новгорода не в определенный сим § день (среду), а одним или несколькими днями позже, то и расход на продовольствие арестантов за время излишнего задержании их в острогах при следующих рейсах обращается на счет пароходовладельца, до того времени, пока не возобновится правильное совершение рейсов арестантского парохода.

§ 20. Пред открытием навигации, пароходовладелец ежегодно обязан составлять, согласно означенному в § 19 распределению дней, два расписания рейсов арестантского парохода: а) летнее—на первую половину навигации до Августа месяца,—и б) осеннее—с первых чисел Августа до закрытия навигации, с показанием в том в другом расписании дней и часов прибытия и отхода парохода по всем пристаням. При составлении как летнего так и осеннего расписаний, наблюдать, чтобы продолжительность полных рейсов была одна и та же, т. е. чтобы пароход непременно отправился пз Нижнего-Новгорода в Пермь раз в две недели в определенные дни, т. е. по средам.

§ 21. Предварительно утвержденные расписания эти должны быть заблаговременно рассылаемы, чрез Начальников губерний и Командиров местных батальонов Внутренней Стражи, во все поименованные в § 1 города Нижегородской, Казанской, Вятской и Пермской губерний, на тот предмет , чтобы в каждом попутном городе местным гражданскому и военному начальствам было известно, в какой день и в какие часы следует приводить на пристань арестантов, подлежащих к отправлению на пароходе, и на какое время, согласно продолжительности плавания до места назначения или высадки с парохода, должно снабжать их кормовым довольствием.

§ 22. При отправление же арестантского парохода из Нижнего-Новгорода в первый с открытия навигации рейс, Начальник Нижегородской губернии и Командир тамошнего батальона Внутренней Стражи сообщают по телеграфу во все попутные города о времени (дне и часе) прибытия в оные парохода.

§ 23. Со стороны начальств путей сообщения и местного гражданского должно быть оказываемо полное содействие к свободному и благополучному плаванию арестантского парохода, а чрез перекаты и другие места, где бывает скопление частных судов, пароход этот с баржею должен быть проводим прежде прочих.

§ 24. В случае неблагонадежности или порчи, требующей продолжительной починки (более 10 часов), зафрахтованный пароход тот час же заменяется контрагентом, на свой счет, другим пароходом, хоть бы и не имеющим всех удобств первого в отношении собственно размещения арестантов. Контрагент, каждый раз, при отправлении арестантского парохода из Нижнего-Новгорода, обязан доставлять Капитану сведения: к кому и куда, в случае надобности, он должен обращаться с требованием о замене парохода.

§ 25. Экспонат с баржею во время плавания из Нижнего-Новгорода в Пермь и обратно останавливается в попутных городах, лежащих при реках Волге и Каме:


Время рейсов:


Переднего.

Обратного.

В Василе на

1 час

½ часа

В Козьмодемьянске на

2 часа

1½ часа

В Чебоксарах на

½ часа

1 час

В Казани. на

4 часа

4 часа

В Чистополе на

2 часа

1 час

В Елабуге на

½ часа

2 часа

В Сарапуле на

3 часа

3 часа

В Осе на

1 час

½ часа

В Оханске на

1 час

½ часа

для сдачи и приема арестантов, пересылаемых между названными городами, а в Казани и Сарапуле кроме того и для освидетельствовании и сдачи заболевших арестантов, а также и для покупки съестных продуктов.

§ 26. По сделании пароходом рейса от Нижнего-Новгорода до Перми или от Перми до Нижнего-Новгорода, каждый раз выдаются Начальником конвойной команды пароходовладельцу квитанции, в которых должно быть подробно означаемо число арестантов каждого звания или рода, а равно число арестанток, арестантских жен и детей, принятых как на местах первоначального отправления, так и во время плавании на пароход и баржу; благополучно ли и в определенный ли срок партия доставлена в г. Пермь или Нижний-Новгород, с объяснением, в противном случае,сколько времени просрочил пароход, по каким и от кого зависящим причинам.

§ 27. Начальник конвойной команды, кроме статейных списков и других, следующих по положению, документов, должен иметь: а) Составленный по установленной Форме партионный список, в котором поименно прописываются все находящиеся в партии арестанты, с их семействами, б) Книгу на записку прихода и расхода кормовых арестантских денег (харчевая книга), в) Книгу на записку сумм, отпускаемых на канцелярские принадлежности, телеграфические депеши и другие мелкие расходы. г) Журнал для записывания прибыли и убыли арестантов во время совершения рейсов. д) Журнал для записывания происшествий во время плавании и остановок на пристанях; и е) Печатное расписание времени (дней и часов) прибытия и отбытия парохода по пристаням прибрежных по рекам Волге и Каме городов, между Нижним-Новгородом и Пермью.

§ 28. Партионные списки для каждой отправляемой из Нижнего Новгорода партии составляются: на арестантов гражданского ведомства в Нижегородском Губернском Правлении по Отделению, заведывающему пересыльною частью (партионные списки составляются в двух частях, т. е. на каждую половину арестантов особый список), а на военных арестантов— Командиром Нижегородского батальона Внутренней Стражи. Затем списки эти, вместе со статейными, вручаются Начальнику конвойной команды, и подлежащие из них сообщаются (вторым экземпляром) в Пермскую Экспедицию о Ссыльных. Кроме того копия с партионного списка гражданским арестантам передается Нижегородским Губернским Правлением Командиру тамошнего батальона. Подобным образом поступают Экспедиции о Ссыльных: Казанская—в отношении людей, подлежащих ссылке или отправке в попутные города из Казани, и Пермская—в отношении людей, пересылаемых из Перми в города, попутные по направлению к Нижнему-Новгороду; но арестанты и письменные на них сведения сдаются Казанскою Экспедициею не непосредственно Начальнику конвойной команды, а Начальнику местной этапной команды или назначенному для сего от Казанского батальона Внутренней Стражи офицеру, которыми арестанты сдаются на пароход непременно в присутствии чиновника от названной Экспедиции. Прибыль же прочих арестантов во время следования, как равно и всякая убыль, означается в том или другом по принадлежности партионном списка, с коих Начальник конвойной команды обязан снимать и хранить у себя копии, для составления впоследствии отчета за навигацию.

Примечание. Ссыльные, отправляемые в навигационное время в Сибирь из Нижнего Новгорода, не поступают в ведение Казанской Экспедиции, а без задержания в Казани перевозятся на пароходе прямо в Пермь. По этому обязанности Казанской Экспедиции о Ссыльных относительно приведения в порядок документов сих арестантов, ведения их алфавитных списков, составления новых партии и новых партионных списков, свидетельствования одежды ссыльных, снабжения их новою одеждою и выдачи кормовых денег, на основании статей 174, 175, 177, 188, 189 и 190 Устава о ссыльных, прекращаются и возлагаются, во время навигации, на Пермскую Экспедиции о Ссыльных.

§ 29. На продовольствие как гражданских, так и военных арестантов, во время сплава, вместо определенных по табели кормовых денег по губерниям Нижегородской, Казанской, Вятской и Пермской, отпускать: на гражданских арестантов, по распоряжению гражданского начальства, а на военных арестантов—по требованиям Командиров батальонов и Начальников команд Внутренней Стражи, из местных Уездных Казначейств, по 10 коп. серебром в сутки на каждого, отправляемого из Нижнего-Новгорода, Перми или промежуточные попутных городов, арестанта, по числу сплавных дней, согласно расписанию рейсов арестантского парохода.

§ 30. На продовольствие конвойных нижних чинов, сверх пайка и приварочных денег, получаемых ими по положению, отпускать на всю навигацию, по требованиям Командира Нижегородского батальона Внутренней Стражи, из тамошнего Уездного Казначейства по 5 коп. сер. в сутки на каждого человека, действительно находящегося на пароходе; и сопровождающего арестантов (следовательно, кроме запасных); а офицерам — Начальнику конвойной команды и его Помощнику—производить, тем же порядком, порционные деньги по 1 руб. сер. в сутки каждому, за все время перевозки арестантов на пароходе.

§ 31. Деньги, принимаемые Начальником конвойной команды в Нижнем-Новгороде и во всех прочих городах на путевое довольствие арестантов во время сплава, записывать на приход в харчевую книгу (§ 27 пункт, б) с подробным означением, которого числа, в каком городе, на сколько арестантов, куда отправляемых и на какое число дней принято кормовых денег. Произведенный из них расход записывать с полною подробностью, наблюдая, чтобы под каждой расходной статьей непременно находилась расписка получателей денег. Книга эта выдается на всю навигацию, по окончании которой сдается в Нижегородское Губернское Правление для надлежащей поверки правильности произведенного расхода.

§ 32. На отпускаемые арестантам кормовые деньги Начальник конвойной команды обязан на местах отправления (в Нижнем-Новгороде и Перми) заготовлять для арестантов на одну половину пути печеный хлеб, а на другую—сухари. Впрочем печеный хлеб, вместо сухарей, по усмотрению Начальника конвойной команды, может быть покупаем и в попутных городах, смотря по местным обстоятельствам и по указанно опыта. Приварок же (щи, и если можно, каша) приготовлять во время плавании посредством кашеваров конвойной команды с помощью двух-трех, наиболее благонадежных из числа пересылаемых арестантов, в устроенных для сего на пароходе и барже кухнях. Продукты для приготовления пищи, кроме Нижнего-Новгорода и Перми, закупаются еще в Казани и Сарапуле (где с этою целью назначены продолжительные остановки парохода), чрез унтер-офицеров конвойной команды, при коих, для удостоверения в правильности расходования ими денег, посылается один из арестантов по их выбору. Для облегчения покупки съестных припасов в названных городах, к известным дням, всегда должны быть приготовлены, при содействии, если окажется нужным, местного гражданского начальства, в потребном количестве мясо или рыба и иные продукты, необходимые для варева.

Примечание. Так как Начальник конвойной команды, при кратковременности пребывания в Нижнем Новгороде (менее суток), может затрудняться в своевременном заготовлении, по сходным ценам, доброкачественного хлеба и мяса для арестантов, то вменяется в обязанность Командиру Нижегородского батальона Внутренней Стражи способствовать заготовлению означенных припасов к каждому отправлению арестантских партий и сдавать эти продукты, перед отправлением парохода, Начальнику конвоя, который в то же время должен уплачивать причитающуюся за хлеб и проч. сумму из кормовых денег—под расписку в книге, упомянутой в § 27 пункт б. Подобным же образом Командир Казанского батальона чрез Начальника местной этапной команды должен содействовать заготовлению съестных припасов для арестантов, которые будут сдаваться на пароход в Казани, а в случае надобности (о чем Начальник конвойной команды дает ему знать по телеграфу) и для тех арестантов, которые следуют на пароходе из Нижнего-Новгорода, ко времени прибытия парохода к Казанской пристани.

§ 33. Если от кормовых денег, выдаваемых арестантам, как ссыльным, так и пересыльным, и от денежных подаяний, делаемых во время их сплава, окажется по прибытии в Пермь какой либо остаток, то он разделяется по ровным частям между всеми прибывшими в сей город ссыльными арестантами (деньги эти сдаются вместе с партией, по принадлежности, для выдачи, с кормовыми деньгами, на улучшение пищи, при дальнейшем следовании арестантов), исключая тех остаточных денег, которые, согласно § 51, должны быть переданы в Губернское Правление.

§ 34. Выбор способа продовольствия конвойных нижних чинов предоставляется собственному распоряжению сих последних, для чего им выдается на-руки причитающееся на время рейса взад и вперед количество кормовых и приварочных денег, а если не пожелают получать натурою хлеб, то выдаются деньги и за паек, с дозволением им приготовлять для себя пищу в кухнях, устроенных для сего на пароходе или барже.

§ 35. На время проезда на пароходе, в Апреле, в конце Августа и в Сентябре месяцах снабжать конвойных и арестантов (если того потребует состояние погоды) полушубками, первых от своих команд, а последних по распоряжению местного гражданского начальства.

§ 36. При посажении в Нижнем-Новгороде на пароход и баржу, а в Перми на пароход, арестантской партии, наблюдается следующий порядок:

а) Начальник конвойной команды, приняв арестантов, со всеми следующими на них письменными сведениями, документами, деньгами, вещами и проч., заблаговременно приводит их, вместе с состоящим при них багажом, на пристань, примерно, за два часа; а при отходе парохода ранее 7 часов утра— накануне отплытия парохода.

б) Потом он осматривает на пароходе и барже все помещения, назначенные для арестантов, конвойной команды и багажа. При этом Капитан парохода и вся прислуга оного должны быть на месте; присутствие посторонних лиц на пароходе не допускается.

В случае каких либо повреждений или неисправностей, конвойный начальник, не останавливая отбытия парохода, записывает о неисправностях и повреждениях в журнал, который выдается от Командира Нижегородского батальона и должен храниться на пароходе в офицерской каюте, припечатанным к столу батальонною печатью. Подписав эти замечания, Начальник конвоя предъявляет оные Капитану парохода, как для удостоверения подписом в прочтении их, так и для скорейшего принятия мер к исправлению замеченного, по-возможности даже во время плавания. В обзор же других частей, особенно состояния машин и вообще механического устройства парохода, Начальник конвоя вовсе не входит.

в) Затем, вводится на пароход и баржу часть конвоя и расставляется на указанных местах.

г) Наконец, конвойный Начальник, личным осмотром арестантов убедясь, что при них не имеется никаких запрещенных законом вещей и предупредив арестантов о тех наказаниях (§ 42), которым будут подвергаемы замеченные в беспорядках, неповиновении , буйстве, покушении к побегу и проч., приступает к их размещению.

§ 37. При размещении арестантов, прежде всего сажать на баржу, а потом на пароход, наблюдая, чтобы в каждый рейс из Нижнего-Новгорода на пароходе находились преимущественно семейные арестанты с их женами и детьми, а также незамужние и вдовые арестантки, которые во всяком случае помещаются отдельно от мужчин.

§ 38. Для удобства надзора за арестантами и сообразно размещению их во время плавания, конвойная команда, разделенная на две части, помещается: одна часть на пароходе, а другая на барже. Начальник команды должен находиться на барже, а Помощник его на пароходе, но при каждой остановке Начальник конвоя обязан лично осматривать пароход и удостоверяться в соблюдении на оном должного порядка, в исправности исполнения конвойною командою её обязанностей, а также не имеется ли каких жалоб со стороны арестантов или пароходной прислуги на арестантов.

§ 39. Если во время совершения рейса пароход сядет на мель и не может сойти с неё без облегчения груза, то дозволяется арестантов и конвой временно пересаживать на баржу, а по миновании мели, немедленно восстанавливать прежнее размещение.

§ 40. Арестанты, долженствующие, по закону, следовать в кандалах, отправляются также скованными, но по одиночке, и ни в каком случай не соединяются по несколько человек общею цепью.

§ 41. Арестантам не дозволяется ни под каким предлогом иметь при себе карт, курительных материалов (трубок, табаку, спичек, трута, кремней, огнив) и никаких вещей или инструментов, могущих способствовать совершению побега, как например, ножей, кузнечных, плотничных инструментов и т. п.

§ 42. Арестантов, замеченных во .время плавания в учинении беспорядков, предписывается Начальнику конвойной команды сажать под арест в особый карцер с содержанием: мужчин и женщин на хлебе и воде, а тех, которые окажут неповиновение начальству, буйство, покушение к побегу или сделают другое какое либо важное преступление, приковывать цепью в отдельной каюте к пробоям, сделанным в полу или стене. В крайнем же случае конвой поступает на основания §§ 171, 195 и 536 Устава о службе в гарнизоне, изд. 1860 года (35748) (В § 171 выражено: часовой должен исполнять в точности данные ему приказания. Если кто ему воспротивится, то против такого он может, в случай крайности, употребить свое оружие.

В § 195 выражено: если часовой увидит бегущего арестанта, то немедленно заряжает ружье и стреляет по бегущему. В § 336 выражено: не должно допускать, чтобы арестанты осмеливались обнаруживать какой либо беспорядок, и в случае проявления оного, — если увещания окажутся недостаточными, — употребляется сила, а в крайности оружие.).

§ 43. Начального конвоя или его Помощник—первый, находясь на барже, а последний на пароходе, в продолжение всего рейса распоряжаются своевременно сменою часовых, по установленным для наружных постов правил, и с наступлением сумерок требует от Капитана парохода немедленного освещения всех арестантских отделений и кают для конвойных.

Отлучаться с парохода дозволяется Начальнику конвоя только в Нижнем-Новгороде и в Перми; но если встретится надобность в отлучке офицера с парохода в прочих попутных городах, то в таком случае посылается Помощник конвойного Начальника.

§ 44. Как во время совершения рейсов, так и при остановках в городах, конвойный Начальник не вмешивается ни в какие распоряжения Капитана парохода и не требует никакого отчета в его действиях по управлению пароходом, а если найдет в чем либо беспорядок и неисправность, влекущие к остановке в следовании и проч., то записывает о том в пароходный журнал и доносит Командиру Нижегородского батальона.

§ 45. Начальник конвоя должен наблюдать, чтобы арестанты следовали в одежде, какая значится в статейных о них списках. Он должен хранить и сдавать под расписку, в тех городах, куда следуют арестанты, все на них бумаги, деньги и документы и одежду их с полною ответственностью по закону за утрату и неисправное состояние того или другого. Посему строго внушается конвойным, чтобы они не дозволяли арестантам променивать или портить казенную, а также и собственную одежду и обувь. Равномерно конвойные не должны ничего покупать у арестантов или обмениваться с ними какими бы то ни было вещами, под строгою за то ответственностью. Словом, конвойные отнюдь не должны ничем пользоваться от арестантов и даже пищу должны употреблять отдельно от арестантов.

§ 46. Конвойные нижние чины должны быть в непрестанной бдительности, отнюдь не входить ни в какие связи или разговоры с арестантами и во время нахождения на часах не выпускать из рук своего оружия, даже на самое короткое время. Оружие тех конвойных, которые не находятся на часах, должно ставить в таком месте, чтобы арестанты, по какому либо случаю не могли воспользоваться им для своих замыслов, а потому для оружия должны быть устроены, как выше сказано, стенные пирамиды в каютах конвойных, куда арестанты ни под каким предлогом не впускаются.

§ 47. Во время остановок у промежуточных городов, баржа не подводится к пристани, а останавливается на якоре в отдалении от берега. Из арестантов никто ни под каким предлогом не выпускается с парохода и баржи на берег, равно и к арестантам никто впускаем быть не может, кроме лиц по делам службы. Подаяния арестантам, в виде денег или съестных припасов, буде кто пожелает пожертвовать, принимает, для раздачи арестантам, Начальник конвойной команды.

§ 48. Ко времени прибытия арестантского парохода в поименованные в § 25 промежуточные города, Начальники местных команд Внутренней Стражи, а в Казани (7 верст от пароходных пристаней) Начальник тамошней этапной команды (Так как Казанская этапная команда освобождается от препровождения арестантских партий не тот-час по открыли навигации, то, на время препровождения оною последних партий, выступавших из Нижнего-Новгорода перед вскрытием рек и не успевших еще проследовать чрез Казань ко времени первых арестантских рейсов,—обязанность эта на первые два рейса возлагается на местную команду Внутренней Стражи), приготовив, примерно за час, арестантов, следующих к отправке, а равно и все на них документы, ожидают парохода на пристанях, с достаточным числом конвойных нижних чинов.

Конвой приводится лично Начальником команды Внутренней Стражи на пароходную пристань и в таком случае, если бы не было арестантов, подлежащих к отправлению на пароходе, так как конвой этот необходим для принятая арестантов, прибывающих в город.

Капитан парохода, подходя к городу, дает сигнал о прибытии.

§ 49. Во время остановки парохода и баржи с арестантами в промежуточных прибрежных городах, в определенные расписанием дни и часы, кроме Начальника местной команды Внутренней Стражи, всегда должен находиться на пристани полицейский чиновник, для наблюдения вообще за порядком на берегу, содействия Начальнику конвойной команды при покупке продуктов и т. п.

§ 50. По прибытии к промежуточному городу, Начальник конвойной команды отделяет следующих в этот город арестантов и сдает их, установленным порядком, Начальнику местной команды Внутренней Стражи (а в Казани—этапной); потом сам принимает от него приготовленных к отправлению арестантов, но не иначе, как по соображению с числом свободных мест на пароходе. В случае недостатка места, арестанты ожидают в местных острогах следующего парохода. Сдача с парохода и прием на оный арестантов, со всеми на них документами, одеждою и следующим на них кормовым довольствием (по 10 коп. в каждый сплавный день), производится без малейшего отлагательства. Вообще пребывание парохода у промежуточных уездных городов не должно продолжаться долее определенного в § 25-м времени.

§ 51. Строго воспрещается принимать для перевозки на пароходе арестантов больных и слабых, которые впредь до выздоровления должны оставаться в местных госпиталях или больницах. Заболевающие же во время плавания арестанты сдаются преимущественно в Казани и Сарапуле, а в крайности и в прочих уездных городах, если находящийся на пароходе медик признает нужным, Начальникам местных команд Внутренней Стражи со всеми письменными на них сведениями и одеждою, для передачи в госпиталь или больницу; причитающиеся же сим арестантам на дальнейшее их следование остаточные кормовые деньги, по 10 коп. на каждый сплавной день, возвращаются конвойным Начальником в Нижегородское Губернское Правление. Обо всем этом записывается в партионном списке, с засвидетельствованием находящегося на пароходе медика и местного полицейского чиновника. Если арестант следует в ссылку или пересылается в Пермь, то, независимо сего, представляется от полиции, по определенной Уставом о ссыльных Форме, особое донесение в Пермскую Экспедицию о Ссыльных, в которую потом поступает таковое же о выздоровлении и дальнейшей отправке или смерти арестанта. Если же арестант следовал не в Пермь, а в другой город, то подобные уведомления посылаются по принадлежности в те места, откуда и куда арестант отправлен.

§ 52. По окончании приема и сдачи арестантов в промежуточных прибрежных городах, Начальник конвойной команды тотчас отводит подлежащих к отправлению арестантов на пароход или баржу, а начальники местных команд Внутренней Стражи, в Казани же—этапной команды, отводят принятых ими с парохода арестантов в городские остроги.

§ 53. По прибытии арестантской партии в Пермь, Начальник конвойной команды немедленно сводит на берег сначала часть конвоя, а потом и самих арестантов,- наблюдая, чтобы каждый из них взял с собою свой багаж. Затем, осмотрев каюты парохода и баржу и, убедившись, что в них не осталось ни людей, ни вещей их, сходит на берег, откуда, по поверке числа арестантов, отводит их и передает под надлежащие расписки со статейными списками, документами,

деньгами, одеждою и всеми письменными сведениями, установленным ныне порядком, в распоряжение Пермской Экспедиции о Ссыльных.

Если же арестантский пароход придет в Пермь, по какому либо случаю, ночью, когда вывод с него арестантов, равно конвоирование их в острог были бы неудобны, то оставлять их до следующего утра на пароходе и барже, а с рассветом тотчас освобождать пароход и баржу от арестантов.

§ 54. Сдав в Перми арестантов, доставленных на пароходе, Начальник конвойной команды своевременно принимает обратных арестантов и пересыльных нижних чинов (если таковые окажутся), следующих из Перми в Нижний, Казань и другие попутные города, и отводит их на пароход, который при обратном следовании к Нижнему-Новгороду заходит во все попутные прибрежные города, согласно расписанию арестантских рейсов.

При обратной перевозке арестантов из Перми к Нижнему-Новгороду в точности соблюдаются все правила, установленные для конвоировании их из Нижнего - Новгорода в Пермь.

§ 55. На обратных рейсах арестантского парохода принимаются на оный (баржа остается в распоряжении контрагента) в Перми и прочих прибрежных городах бесплатно пересыльные нижние чины, но не иначе, как по числу остающихся, за размещением арестантов, свободных мест и на основании правил , установленных для перевозки сих нижних чинов на пассажирских пароходах (приказ по Корпусу Внутренней Стражи, от 22-го Марта 1859 года [54207]). О числе перевезенных, согласно сему, нижних чинов на арестантском пароходе, Начальник конвойной команды ведет особую отчетность.

§ 56. Из арестантов, доставляемых в Пермь, согласно изложенным здесь основаниям, раз в две недели, на арестантском пароходе, а также переселенцев Западного края и проч. на пассажирских пароходах, по присоединении к ним тех арестантов, которые, выступив из Нижнего-Новгорода до первого рейса арестантского парохода (Партии эти, при следовании чрез прибрежные попутные города, на пароход не принимаются, а продолжают следование этапным порядком до Перми.), будут прибывать в начале навигации пешеэтапным порядком, составлять в Перми особые партии и отправлять таковые далее по два раза в неделю: одну в установленный этапный день— пятницу, под конвоем этапных команд, а другую — в понедельник, посредством команд Внутренней Стражи, по особому распоряжению, которое будет сделано начальством Корпуса Внутренней Стражи. При составлении в Перми вновь арестантских партий, принять за правило, чтобы в партии, отправляемые в этапный день (в пятницу), под конвоем этапных команд, были назначаемы арестанты преимущественно: а) следующие в каторжную работу, хотя бы в числе их были и политические; б) привилегированного сословия, обязанные следовать этапным порядком при арестантских партиях, и в) все ссыльные и пересыльные между городами, лежащими по Сибирскому тракту; а в партии, отправляемые посредством команд Внутренней Стражи (дополнительные): а) переселенцы, высылаемые из Западного края, — и б) политические арестанты, следующие на водворение в отдаленные губернии России или Сибири, в случае же малочисленности сих последних лиц, назначать в дополнительные партии и прочих ссылаемых арестантов. Таким образом все доставленные в Пермь в продолжение двух недель арестанты должны отправляться в дальнейший путь уравнительно в четырех партиях: двух общих, выступающих из Перми еженедельно в этапные дни по пятницам (следовательно, первая общая арестантская партия должна отправиться из Перми после двух-дневного отдыха, а вторая—после пребывания в сем городе в течение 9-ти дней), и в двух дополнительных, имеющих выступать также еженедельно по понедельникам.

§ 57. Так как во время навигации между Командирами Нижегородского, Казанского и Пермского батальонов Внутренней Стражи, Начальниками конвойной команды и попутных команд Внутренней Стражи тех уездных городов, где назначены прием и сдача арестантов, может встретиться надобность в экстренных сношениях по перевозке арестантов на пароходе, то разрешается им во всякое время, если будет настоять надобность в подобных сношениях, делать таковые по телеграфу на казенный счет, с возвратом употребленных на этот предмет денег из ассигнованной в Нижегородском Уездном Казначействе, на непредвиденные мелочные расходы по перевозке арестантов, суммы— 2.000 руб., для чего телеграфные квитанции от всех батальонов и команд, расположенных на линии сплава, препровождаются Командиру Нижегородского батальона Внутренней Стражи.

§ 58. Для первоначального открытия и устройства перевозки арестантов, командировать в Нижний-Новгород, Казань и Пермь особое доверенное от Военного Министерства лицо, которому поручить входить во все подробности исполнения сей операции, предупреждать и разъяснять все могущие встретиться при этом недоразумения и затруднения, и по ближайшему его рассмотрению на месте всех обстоятельств—изложенные здесь правила перевозки арестантов на пароходах, в случае надобности, изменять и дополнять, с донесением о том в то же время Военному Министерству.

(Опубликовано в "Полном Собрании Законов Российской Империи", собрание второе, том XXXIX, отделение первое, 1864 год, № 41064)



© "Мировые новости" Контактная страница.
Сайт входит в состав портала . - Сайты портала:
· · · · Мировые новости